Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

паизиелло джованни

Энциклопедический словарь

Паизие́лло Джованни - Паэзиелло (Paisiello, Paesiello) (1740-1816), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Из 100 опер наиболее популярны оперы-буффа (оказали влияние на творчество В. А. Моцарта и Дж. Россини), среди которых «Служанка-госпожа» (1781), «Севильский цирюльник» (1782). В 1776-1784 работал в России.

* * *

ПАИЗИЕЛЛО Джованни - ПАИЗИЕ́ЛЛО (Паэзиелло) (Paisiello, Paesiello) Джованни (1740-1816), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы (см. НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА). Мастер оперы-буффа (см. ОПЕРА-БУФФА) : «Севильский цирюльник» (1782), «Нина, или Безумная от любви» (1789). В 1776-1784 работал в России.

Большой энциклопедический словарь

ПАИЗИЕЛЛО (Паэзиелло) (Paisiello - Paesiello) Джованни (1740-1816), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Мастер оперы-буффа: "Севильский цирюльник" (1782), "Нина, или Безумная от любви" (1789) и др. В 1776-84 работал в России.

Энциклопедия Кольера

ПАИЗИЕЛЛО Джованни (Paisiello, Giovanni) (1740-1816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист. Родился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Учитель в иезуитской школе, которую посещал мальчик, убедил отца Джованни отправить сына в Консерваторию св. Онуфрия в Неаполе, где Паизиелло проучился девять лет (с 1754). Наделенный живым чувством юмора и умением вышучивать самого себя и окружающих, Паизиелло нашел выход своим способностям в сочинении комических опер; он привел в восторг слушателей целой серией произведений, которые с неизменным успехом ставились в главных городах Италии. В 1776 Паизиелло получил приглашение российской императрицы Екатерины II и отправился в Петербург. Работая при русском дворе (1776-1784), сочинил оперу Севильский цирюльник (Il Barbiere di Siviglia, 1782), представленную во время визита в Россию военного моряка Джона Пола Джонса, героя американской войны за независимость. Джонс предложил композитору написать революционный гимн для Соединенных Штатов, но Паизиелло отклонил предложение, сказав, что Америка гораздо более нуждается в новых законах, нежели в таком пустяке, как музыка к национальному гимну. После успешного завершения службы в России Паизиелло работал в Вене, где написал 12 симфоний по заказу императора Иосифа II и оперу Король Теодор в Венеции (Il re Teodoro in Venezia, 1784). Вернувшись в родной Неаполь в то время, когда там была провозглашена республика, Паизиелло был обласкан новой властью и получил должность директора музыки Неаполитанской республики. При реставрации монархии он потерял этот пост, однако его услуги понадобились Наполеону, который пожелал, чтобы Паизиелло организовал и возглавил императорскую капеллу. Во Франции Паизиелло получал столь же щедрое вознаграждение, как ранее в России, чем возбуждал ревность других придворных музыкантов. Для Франции он написал немало опер и даже попробовал сочинить оперу на французское либретто (Прозерпина, 1803). Однако она не имела успеха, Паизиелло пал духом и убедил Наполеона отпустить его в Неаполь, сославшись на болезнь жены. На родине Паизиелло благополучно прожил остаток своих дней. Был вполне обеспечен, получая пенсию от разных монархов, которым служил ранее.

Умер Паизиелло в Неаполе 5 июня 1816.

ЛИТЕРАТУРА

Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII века. Л., 1981

Полезные сервисы

паизиелло джованни грегорио

Гуманитарный словарь

ПАИЗИЕ́ЛЛО (Паэзиелло) Джованни Грегорио (1740-1816) - итал. композитор. Нач. образование получил в школе иезуитов в Таранто, затем в 1754-63 обучался в конс. Сант-Онофрио а Капуана в Неаполе (по композиции у Ф. Дуранте), где решил обосноваться. Первый успех принесли П. оперы "Китайский идол" (1767), "Служанка-госпожа" (переработка оп. Перголезе, 1769), "Дон Кихот" (1769). Много писал для Болоньи и др. городов.

С 1776 по янв. 1785 занимал должность капельмейстера итал. т-ра в Пб. На придворной сцене П. поставил более 10 новых и написанных ранее опер. Из них наиб. успех имели переведенные на рус. яз. "Служанка-госпожа" и "Севильский цирюльник". Оп. П. "Лунный мир" открылся вновь отстроенный Большой кам. т-р (1783). Для придворных празднеств П. сочинены 24 дивертисмента для ансамбля духовых. С обязанностями учителя музыки вел. кн. Марии Федоровны связаны сочиненные П. 2 клавирных концерта и др. инстр. пьесы. В Пб. состоялось первое исполнение оратории П. "Страсти Христовы" (1779), др. дух. произведений.

По возвращении в Италию П. служил в капелле неаполитанского короля, в 1802-03 руководил капеллой Наполеона в Париже. В Неаполе, после неуспеха оп. "Пифагорейцы" (1808), отошел от творчества.

П. не прерывал связей с рус. поклонниками его музыки: на рус. сценах долгие годы ставились оперы П. "Нина, или Безумная от любви", "Цыгане на ярмарке" и др. Неопровержимое свидетельство популярности П. - партитуры его опер в собраниях и коллекциях Строгановых, Воронцовых, Шереметевых, Юсуповых, Разумовских и др.

Полезные сервисы